В рамках федеральных государственных образовательных стандартов приоритетом начального общего образования становится формирование метапредметных умений и личностных качеств, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Формировать метапредметные умения на уровне начального общего образования возможно через организацию проектной деятельности.

Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников.

Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.

Основная идея проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования.

Проектная задача – это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача носит групповой характер.

Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий, которые являются отправными точками, задать возможные «стратегии» ее решения.

В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.

Овладение основами этого способа поможет обучающимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность. Таким образом, проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом будущей проектной деятельности подростков.

Для достижения наилучшего результата можно использовать разные типы проектных задач: учебную, конкретно-практическую, исследовательскую, творческую и др.

 

Проектная задача «Как стать сказочником»

Название проектной задачи

Как стать сказочником

 

Предмет

Литературное чтение

Класс

3

Тип задачи

Предметная  разновозрастная

Цели

 1.Ознакомление третьеклассников с одним из способов группового взаимодействия при решении проектной задачи.

2. Проверка в практической ситуации умений и навыков работы с текстом.

Педагогические задачи

Предметные:

-использовать знания о видах сказок, их признаках  и характеристике главных героев;

-создать условия для творчества обучающихся.

Метапредметные УУД

                                   Познавательные:

-анализировать текст с целью выделения основных признаков сказки, установление причинно-следственных связей,  сравнивать, обобщать  и обрабатывать информацию;

-учить моделировать, т.е. преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные признаки объекта.

Регулятивные:

- создать эмоционально-положительный настрой на урок;

-учить контролировать свои действия, оценивать результат.

Коммуникативные УУД:

-формировать умения работать в группе, договариваться и приходить к общему решению, уважать мнение и точку зрения каждого члена группы, вести устный диалог.

Личностные УУД:

  -развивать самостоятельность и навык сотрудничества, положительного отношения к учебной деятельности;

- формировать личную ответственность за результаты работы группы; уважительного отношения к истокам культуры своего народа.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

-Обработка полученной информации.

-Выбор оптимального способа решения.

 

Планируемые  результаты

Демонстрация обучающимися возможности применения предметного материала в новых условиях и умения создавать "продукт"- новую сказку на основе кластера.

Оценивание результатов работы

В результате решения задачи оценивается:

- умение создавать собственный "продукт-сказку для маленьких человечков с далекой планеты;

 -владение необходимым предметным материалом;

-умение  взаимодействовать  в  малой  группе  при  решении 

 задачи.

Оборудование

Печатные материалы: текст сказки, листы для оформления  конечного «продукта», фломастеры, карандаши.

Замысел

Обучающимся предлагается квазиреальная ситуация общения со сказочными персонажами с другой планеты. Помогая инопланетянам придумать и составить для своей планеты сказки, обучающиеся анализируют текст данной им сказки, планируют свои действия, сопоставляют, обобщают и классифицируют полученную информацию. Представляя результаты своей работы, обучающиеся демонстрируют тезисы по данной им сказке. Проверить прочность полученных знаний поможет новое задание: составить свою авторскую сказку.

Обучающиеся объединяются в группы по 4 человека. Каждую группу сопровождает шестиклассник - консультант.

Время выполнения задачи – 4 урока.

В текущем учебном году в первой четверти ребята 1-а класса в совместной работе освоили  программу модуля «Первый раз в первый класс!». Восемь межпредметных проектных задач обучающиеся решали в группах, где руководителями  были четвероклассники.  

В результате обучающиеся первого класса  плавно перешли от игровой к учебной деятельности, а  ученики пятого класса провели   рефлексивную оценку  своих   организаторских  умений.

По данным исследований психолога «в единственном классе, за последние несколько лет» процесс адаптации у всех 26 первоклассников завершился благополучно:

- дети учатся в комфортной обстановке;

- контингент детей полностью сохраняется;

- все родители отдали детей  в данный класс по желанию;

- созданными в классе и школе условиями довольны;

- ни одной жалобы в администрацию не поступало.

 

Проектная задача «Первый раз в первый класс»

задачи

Название проектной задачи

Предмет (учитель)

 «Путешествие в страну Математики»

1

Установка на решение ПЗ. Определение дошкольного опыта работы с геометрическими фигурами, умение классифицировать фигуры по признаку. Способность сотрудничать в малой группе. Презентация учебника «Математика». Подведение итогов. Обсуждение результатов решения ПЗ. Рефлексия.

Математика.

Учитель

начальных

классов.

 «Город Величин»

2

Установка на решение ПЗ. Определение дошкольного опыта работы с понятиями «величина», «отношение». Сравнение величин. Способность сотрудничать в малой группе. Подведение итогов. Обсуждение результатов решения ПЗ. Рефлексия.

Математика.

Учитель

начальных

классов.

 «Путешествие в страну сказок»

3

Установка на решение ПЗ.  Определение дошкольного опыта работы со сказками. Соотнесение текстовой информации и иллюстративной. Презентация учебника «Азбука». Подведение итогов. Обсуждение результатов решения ПЗ. Рефлексия.

Литературное чтение.

Учитель начальных классов.

  «Путешествие по планете Земля»

5

1 день Установка на решение ПЗ – построение макета природной территории. Определение дошкольного опыта построения простейшей классификации объектов. Знакомство с картой мира.

2 день. Работа в группах. Отбор материалов. Природа живая и неживая. Знакомство с растительным миром.

3 день. Построение отдельных макетов природной территории. Знакомство с животным миром.

4 день. Построение отдельных макетов природной территории. Конструирование.

5 день. Презентация каждой группой природной территории. Викторина «Знатоки природы».

Установка на решение ПЗ по окружающему  миру. Работа в группах по созданию макетов природных территорий: отбор необходимого природного материала, конструирование территорий.  Слушание и различение звуков природы. Публичное представление результатов работы. Презентация учебника «Окружающий мир». Подведение итогов. Рефлексия.

Окружающий мир, ИЗО, конструирование.

Учитель начальных классов.