ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

 проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
 помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
 контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
 не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
 стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
 избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
 повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
 не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
 выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
 для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.


2. Изменение психологического микроклимата в семье:
 уделяйте ребенку достаточно внимания;
 проводите досуг всей семьей;
 не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:
установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
 чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
 снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
 оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
 избегайте по возможности больших скоплений людей;
 помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:
 придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.
 можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
 не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
 чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
 составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
 не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
 постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
 не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
 не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
 помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
 не давайте одновременно несколько указаний.