Об Олимпиаде

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Отсюда основные цели и задачи современного школьного образования: не просто обеспечить усвоение учащимися основного содержания учебных предметов, а сформировать у них на основе полученных знаний соответствующий стиль мышления и деятельности, общую и функциональную грамотность, практическую и интеллектуальную компетентность, развить способности к ориентации в смежных областях деятельности.

Каждый из учителей сталкивался с учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить тех, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады. Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них. Участие школьников в олимпиадах различного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей, и для учителей:

- дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;

- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета.

С марта 1996 года в городе Москве проходила первая в истории развивающего обучения олимпиада школ, работающих по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Организатором Международной олимпиады обучающихся школ и классов, работающих по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова стала Международная Ассоциация развивающего обучения. От нашего города в этой олимпиаде приняли участие МОУ СОШ №1 и «Центр образования». Второклассник «Центра образования», Касицкий Валентин, на этой олимпиаде получил золотую медаль за победу в индивидуальном туре по математике.

 С 1998 года подобные олимпиады начинают проводиться и в регионах, организаторами этих олимпиад становятся инициативные группы из школ развивающего обучения в территориях:

  • город Новосибирск – региональная олимпиада «Сибирские каникулы», школ и классов развивающего обучения;
  • город Новокузнецк – интеллектуальные игры, среди обучающихся школ и классов развивающего обучения;
  • город Междуреченск – городская олимпиада среди обучающихся школ и классов развивающего обучения. С 1998 по 2000 год олимпиада проводится как городская.

Начиная с 2001 года данная олимпиада в г. Междуреченске приобретает статус региональной, так как в ней принимают участие учащиеся городов юга Кузбасса – Новокузнецк, Осинники, Мыски, Прокопьевск. В этом же году она получает имя «памяти В.В. Давыдова».

 С 2012 года олимпиада вновь приобретает статус городской, так как в ней принимают участие только школы города Междуреченска. И название этой олимпиады – городская олимпиада памяти В.В. Давыдова. И участниками становятся практически все школы города, так как в связи с введением ФГОС все программы направлены на развитие обучающихся

Цели и задачи олимпиады:

-  оценить уровень владения обучающимися предметными знаниями;

- оценить и сравнить уровень подготовленности учащихся в основных учебных дисциплинах по таким умениям как анализ, моделирование, планирование, контроль, поиск способов действия в новой ситуации, владение поисково-исследовательскими действиями;

- выявить наиболее одаренных обучающихся для дальнейшей поддержки их таланта, оказания посильной помощи в полном раскрытии их потенциальных возможностей;

- способствовать передаче и обмену успешного опыта, эффективных способов организации учебной работы среди учителей.

Олимпиада   проходит в три этапа: 

I этап – индивидуальный тур (предметный)– индивидуальное выполнение заданий по семи учебным предметам: математике (3-6 класс), русскому языку (3-6 класс), литературе (3-6 класс), естествознанию (3-6 класс), изобразительному искусству (3-6 класс). Каждый участник может попробовать свои силы в одном из учебных предметов. По результатам индивидуального тура определяются победитель и призёры в каждой параллели и в каждом предмете.

II этап – парный тур – выполнение заданий в парах (задание метапредметное). Пары формируются из участников индивидуального тура. 3 пары одной группы выполняют разные задания, результаты работы пар используются в групповой работе.

III этап – групповой туррешение задачи в коллективно-распределённой деятельности. В данном этапе учащиеся демонстрируют умение работать в группе, коллективно обсуждать и принимать решение. Задания для группового тура носят проектный характер. Группы формируются из участников парного тура (заранее, в своих школах). В групповом туре определяется победитель и два призера в каждой возрастной подгруппе.

Очень большое значение имеет «Городская олимпиада памяти В.В. Давыдова» для учащихся, так как это практически единственное место, где они могут продемонстрировать умение творчески мыслить, сопоставлять разные точки зрения, принимать коллективное решение, распределять обязанности внутри команды при решении учебно-предметных и учебно-практических задач.

В подготовке олимпиадных заданий принимают участие учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Междуреченска. Членами жюри являются учителя школ города. Ежегодно в олимпиаде участвуют обучающиеся всех школ города.

В сборнике представлены задания трёх последних олимпиад – за 2017, 2018, 2019 годы и ответы к заданиям индивидуального тура:

- индивидуального тура по русскому языку, математике, литературе, естествознанию, изобразительному искусству для обучающихся 3-6 классов;

- парного и группового туров для младшей возрастной подгруппы (3-4 классы) и для старшей возрастной подгруппы (5-6 классы).

В 2020 году сборник заданийгородской олимпиады памяти В.В. Давыдова был представлен и стал дипломантом на конкурсе «Лучший экспонат», который проводился в рамках Сибирского научно-образовательного форума и специализированной выставки «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА», 12-14 февраля 2020 года.